Схемы — это глубинные убеждения человека, и они проявляются в поведении, эмоциях, мыслях в «режимах», это устойчивые структуры (наподобие черт характера), которые сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных эмоциональных потребностей ребенка и/или психотравматического опыта. Формируется в возрасте от 0 до 12 лет, но продолжают свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.
Схема включает в себя:
· Когниции (убеждения, мысли, жизненные правила);
· Эмоции;
· Телесные ощущения;
· Воспоминания.
Режимы бывают детскими, критикующими, копинговыми и здоровыми! В настоящее время выделено 18 ранних дезадаптивных схем и 14 позитивных
Рассмотрим подробнее как распределены дезадаптивные и позитивные схемы.
РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ18 ранних дезадаптивных схем сгруппированы в 5 категорий, или доменов + 4 новые схемы, предложенные авторами схема-терапии, пока не распределенные по доменам.
Каждый домен соответствует определенным неудовлетворенным потребностям развития:
1.Домен нарушения связи и отвержения
2.Домен нарушенной автономии
3.Домен нарушенных границ
4.Домен направленности на других
5.Домен сверхбдительности и подавления эмоций
1.Домен нарушения связи и отверженияЭмоциональная депривация (Emotional Deprivation)Люди со схемой эмоциональной депривации считают, что их потребность в нормальной эмоциональной поддержке, принятии, заботе, защите никогда не будет удовлетворена. Они ощущают себя одинокими, непонятыми, опустошенными. Схема «Эмоциональная депривированность» характеризуется ощущением у человека отсутствия заботы о нём, эмпатии или поддержки. Люди с выраженной данной схемой обычно не осознают её и действуют, исходя из того, что до них никому нет дела. Они мало говорят о себе, расспрашивая других, часто выбирают холодных, отстранённых партнёров.Выделяют три основные формы депривации:· депривация заботы: отсутствие тепла, внимания, дружеских отношений, любви;· депривация эмпатии: отсутствие понимания, самораскрытия, выслушивания или разделения чувств с другими;· депривация защиты: отсутствие поддержки и руководства со стороны окружающих.Покинутость / Нестабильность (Abandonment / Instability)Возникает в ответ на нестабильность и непредсказуемость и ненадежность близких людей, которые в детстве заботились о человеке. Значимые люди присутствуют в жизни ребенка либо эпизодически, либо оказываются эмоционально нестабильными. В результате во взрослом возрасте у человека появляется ощущение, что его обязательно покинут все значимые люди, и он навсегда останется эмоционально изолированным. Схема «Покинутость / Нестабильность» возникает в ответ на нестабильность, ненадежность или непредсказуемость поведения близких людей, которые в детстве окружали человека и заботились о нем. Они либо присутствовали в его жизни лишь эпизодически, либо покидали, оставляли его, выбрав кого-то «лучшего», чем он (например, младшего ребенка, нового мужа и т. д.), либо были эмоционально нестабильными. Будучи взрослым, человек ожидает, что значимые для него люди обязательно покинут его. Окружающие воспринимаются им как ненадежные и непредсказуемые в плане оказания помощи и поддержания отношений. Когда человек чувствует себя покинутым, он попеременно испытывает тревогу, горе и гнева.Недоверие / Ожидание жестокого обращения (Mistrust / Abuse)Выражается в постоянном ожидании, что другие люди будут причинять боль, злоупотреблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать в своих целях. Человек подразумевает, что ему обязательно причинят намеренный вред и, в конце концов, он, в отличие от остальных, «получит короткую соломинку». Схема «Недоверие / Ожидание жестокого обращения» проявляется в повышенном беспокойстве о том, что другие люди стремятся обмануть, чтобы получить превосходство и возможность манипулировать. Такие люди не верят в добрые намерения и искренность других людей, постоянно находясь настороже и всех подозревая. Они могут считать, что другие намеренно стремятся причинить им боль для достижения собственных целей. Люди с выраженной данной схемой избегают близких отношений, очень замкнуты, не делятся своими мыслями и чувствами и могут даже сами пойти первыми «в наступление», начиная обманывать и обижать других.Дефективность / Стыд (Defectiveness / Shame)Человек ощущает себя неполноценным, недостойным, дефективным, таким, каким его никогда не смогут принять и полюбить значимые люди; может быть сверхчувствительным к критике и отвержению, сравнивать себя с другими не в свою пользу, испытывать чувство стыда в отношении ощущаемых им дефектов. Недостатки, которые он себе приписывает, могут быть самыми разными и зачастую не имеющими никакой связи с реальностью.Схема «Дефективность / Стыд» характеризуется тем, что в глубине души человек считает себя плохим, ущербным, несовершенным, неспособным, недостойным. Он избегает близких отношений, т. к. боится, что его дефективность станет очевидной для партнёра, и он прекратит с ним отношения. Такой человек отличается повышенной чувствительностью к критике, отвержению, обвинениям. Он часто сравнивает себя с другими, склонен к самокопанию, приписыванию себе различных недостатков. Возникающее в результате этого чувство собственной никчемности, часто приводит к интенсивному переживанию стыда. Человек может считать себя дефективным в любом аспекте, будь то внешность, характер, статус и т. п. Эти люди склонны обесценивать себя и позволять другим относиться к себе неуважительно. В то же время они становятся гиперчувствительны к критике, на которую реагируют достаточно резко, погружаясь в печаль, либо злясь.Социальная отчужденность (Social Isolation/Alienation)Человек ощущает себя изолированным от остального мира, отличающимся от других людей, считает, что он не является частью какой-либо группы или сообщества.Схема «Социальная отчужденность» проявляется в том, что человек чувствует себя отделенным, изолированным от внешнего мира, непохожим на других и не ощущает себя частью ни одной группы или сообщества. Человек чувствует себя одиноким из-за того, что считает себя нежеланным или не таким, как все. Типичное поведение включает в себя избегание общения в группах, пребывание в стороне от событий, затворничество и самоизоляцию. В зависимости от силы влияния схемы пациент может быть частью какой-либо группы, и одновременно чувствовать себя отчужденным от остального социума, либо полностью отстраниться от всех возможных контактов в данной группе.2.Домен нарушенной автономииЗависимость/Беспомощность (Dependence/Incompetence)Человек верит в то, что не в состоянии компетентно справиться с повседневными обязанностями сам, без значительной помощи от других (например, позаботиться о себе, браться за новые задачи, проявлять рассудительность, принимать правильные решения), часто чувствует беспомощность, тревогу и напряжение. Поэтому ищет того, кто возьмет на себя ответственность и будет руководить каждым его шагом.Схема «Зависимость / Беспомощность» характеризуется детским беспомощным отношением к жизни. Некомпетентность предполагает неуверенность в себе и своих решениях даже в повседневной жизни. Это порождает зависимость от того, кто возьмет на себя ответственность за все решения человека, будет руководить каждым его шагом, тем самым помогая справляться с тревожащей неизвестностью. Люди с выраженной данной схемой очень часто просят о помощи, постоянно советуются о своих решениях, отказываются от дополнительных обязанностей и возможностей, опасаясь, что не смогут справиться с непредвиденными обстоятельствами.Уязвимость (Vulnerability to Harm or Illness)Человек боится того, что неизбежная катастрофа может случиться в любой момент, и он не сможет ее предотвратить. Страхи сосредоточены на одном или нескольких из следующих категорий событий:· Медицинские катастрофы: например, сердечные приступы, СПИД;· Эмоциональные катастрофы: например, страх сойти с ума;· Внешние катастрофы: например, страх стать жертвой преступников, авиакатастрофы, землетрясения.Схема «Уязвимость» проявляется в том, что человек боится, что неминуемое, неизбежное несчастье (бедствие, катастрофа) угрожает ему и значимым для него людям, и что он не в силах будет это предотвратить. Иногда тревога дорастает до приступов паники. Люди с выраженной данной схемой нередко демонстрируют поведение, сходное с наличием фобии, начинают придавать фатальное значение ритуалам, приметам, мнению значимого человека.Спутанность/Неразвитая идентичность (Enmeshment/Undeveloped Self)Чрезмерная эмоциональная привязанность и близость к одному или нескольким значимым другим (часто родителям) приводит к нарушению формирования собственной идентичности. Такие люди часто испытывают чувство пустоты и спутанности, не имея никакого направления, или в крайних случаях ставят под сомнение свое существование.Схема «Спутанность / Неразвитая идентичность» выражена у людей, которые были чрезвычайно эмоционально вовлечены в отношения с одним или несколькими значимыми для них людьми, в результате чего формирование собственной идентичности было затруднено. Излишняя эмоциональная вовлеченность в отношения и чрезвычайная близость с родителями препятствует индивидуации личности и ее нормальной социальной адаптации. В отношениях с другими такой человек склонен к слиянию и убежден, что не сможет выжить или быть счастливым без постоянной поддержки со стороны других, без «своей второй половинки» и т. д. Он зачастую ощущает пустоту, спутанность, чувствует, что не знает в каком направлении ему стоит двигаться, а в крайних проявлениях, может даже испытывать сомнение в собственном существовании.Неуспешность (Failure)Человек верит в то, что он потерпел неудачу в прошлом, неизбежно потерпит неудачу в будущем или будет очень отставать от своих сверстников в определенных областях, связанных с достижениями (школа, карьера, спорт и т. д.). Часто включает в себя убеждения, что он глупый, неумелый, бездарный, невежественный, более низкий по статусу, менее успешный, чем другие.Схема «Неуспешность» проявляется в том, что человек верит, что непременно потерпит неудачу во всех своих начинаниях, так как считает себя скучным, надоедливым, безобразным, скверным и бесталанным, и верит, что он неуместен в любом обществе и физически непривлекателен. В детстве родители не верили в успех ребенка и сравнивали его с другими не в его пользу. Он боится выступать на публике, сообщать что- то окружающим, в том числе даже своим сверстникам или ближайшему кругу. Он чувствует себя неспособным и фундаментально неадекватным в сравнении с другими людьми (обычно равными ему) в различных сферах жизни (школа, карьера, спорт и т. д.).3.Домен нарушенных границПривилегированность/Грандиозность (Entitlement/Grandiosity)Человек верит, что он превосходит других людей, имеет право на особые привилегии; или не считает себя связанным правилами взаимности, которые определяют нормальное социальное взаимодействие. Часто настаивает на том, что имеет право делать или иметь все что угодно, независимо от реалистичности своих планов и мнения других людей об этом.Испытывает желание чувствовать превосходство над другими (например, быть одним из самых успешных, известных, богатых), стремиться к достижению власти или контроля, а не одобрения и внимания. Человек стремится к доминированию над другими: утверждению своей власти, принуждению к своей точке зрения или контролю за поведением других в соответствии с собственными желаниями, без сочувствия или заботы о нуждах и чувствах других.Схема «Привилегированность / Грандиозность» проявляется в том, что человек верит в то, что он превосходит других людей превосходство над другими, он может стремиться находиться среди самых успешных, известных, богатых людей. Человек может требовать от других людей, чтобы они выполняли все его пожелания, просьбы и требования. Ключевой темой в данном случае является власть и контроль над ситуациями и людьми. Человек проявляет излишнюю соревновательность, стремится к доминированию, утверждению собственной власти, контролю над поведением других без учета их потребностей и чувств.Недостаточность самоконтроля (Insufficient Self-Control and/or Self-Discipline)Человек испытывает трудности с контролем поведения и эмоций, действует импульсивно, не думая о последствиях. Характерны проблемы с самодисциплиной, сложности в выполнении рутинных действий. Часто это связано с тем, что родители не приучали к дисциплине и плохо контролировали ребенка, поэтому он не научился терпению при появлении трудностей на пути к достижению цели, и у него не сформировалась устойчивость к фрустрации.Схема «Недостаточность самоконтроля» проявляется в том, что человек обладает низким уровнем самодисциплины. Его поведение подвержено минутному импульсу, он не выносит долгой скуки и фрустрации, которые встречаются на пути к достижению долгосрочных целей. Для людей с выраженной данной схемой характерны с одной стороны, лёгкая отвлекаемость, неорганизованность, нежелание исполнять скучные задачи, общая ненадёжность, с другой стороны, игривость, лёгкость, веселье. Сложность заключается в том, что часто такое поведение не является сознательным выбором человека и выходит за рамки возможностей его контроля.4.Домен направленности на другихПокорность (Subjugation)Человек старается угодить другим, чтобы получить одобрение, понравиться окружающим и избежать конфликтов или агрессии. Существует три основные формы:· подчинение своих потребностей отказ от своих желаний, решений, предпочтений;· подчинение своих эмоций, подавление своих эмоций, в основном, гнева;· человек считает, что его мнение, желания, чувства не важны для окружающих.Схема «Покорность» проявляется в том, что человек подчиняется контролю окружающих, чтобы избежать нежелательных последствий. Можно сказать, что он предоставляет другим людям право контролировать себя, чтобы избежать их гнева или не быть ими покинутым. Он игнорирует свои собственные нужды и потребности, т. к. боится конфликтов и наказаний.Это часто проявляется в избыточном «соглашательстве» с другими. При этом человек чувствует себя пойманным в ловушку. Обычно это приводит к накоплению гнева, что может проявляться в дезадаптивных симптомах (пассивно-агрессивное неконтролируемые вспышки гнева, истерики, психосоматические симптомы, злоупотребление ПАВ и т. д.)Самопожертвование (Self-Sacrifice)Человек с такой схемой удовлетворяет потребности других за счёт собственных интересов, опасаясь причинить боль другим, пытается избежать чувства вины из-за своих якобы эгоистичных действий. Часто считает других людей слабыми и беспомощными, поэтому заботится о них. При этом, делая много для других, подспудно чувствует себя обиженным или испытывает негодование, ожидая и не получая ответных действий по отношению к себе.Схема «Самопожертвование» проявляется в том, что человек сосредоточен на добровольном удовлетворении потребностей окружающих людей, которых он считает слабее себя. Уделяя внимание своим потребностям, он чувствует себя эгоистичным. В результате, он испытывает чувство вины за свой «эгоизм», поэтому отдает приоритет потребностям других людей. В конце концов, его потребности не удовлетворяются адекватно, и он чувствует досаду и раздражение на людей, о которых заботится. Во многом перекликается с концепцией созависимости.Под влиянием схемы человек стремится:• предотвратить возможное причинение ущерба другим людям;• избежать переживания чувства вины за свой «эгоизм»;• установить и поддерживать связь с теми, кого он считает слабыми и нуждающимися.Поиск одобрения (Approval-Seeking/Recognition-Seeking)Человек пытается получить одобрение, признание или внимание от других людей в ущерб собственному благополучию и удовлетворению своих эмоциональных потребностей. Это может касаться одной или нескольких сфер: статуса, внешности, богатства, признания обществом или успеха. Самооценка таких людей опирается не на собственные взгляды, а сильно зависит от внешней похвалы.Схема «Поиск одобрения» проявляется в направленности на поиск признания, поддержки и внимания, получение одобрения от других людей. Человек стремится подстраиваться под ситуацию и окружение за счет подавления собственной индивидуальности, своего Я. Самооценка в данном случае зависит, прежде всего, от оценки других людей, а не от собственного мнения, предпочтений или удовлетворения собственных потребностей. Человек может проявлять повышенное внимание к статусу, внешности, общественному признанию, деньгам или достижениям, воспринимая это как способы получения одобрения, восхищения и внимания (а не как способ получения власти и контроля над окружающими). Зачастую эта схема проявляется в принятии важных жизненных решений, которые не соответствуют истинным потребностям личности, не являются ее собственными. Может также выражаться в гиперчувствительности к отвержению.5.Домен сверхбдительности и подавления эмоцийНегативизм / Пессимизм (Negativity / Pessimism)Человек сосредоточен в основном на негативных сторонах жизни, не обращая внимания на ее положительные стороны. В различных сферах жизни он ожидает, что все должно измениться к худшему. Такие люди постоянно жалуются, прежде всего нуждаясь в сочувствии и участии, а не в советах или практической помощи.Схема «Негативизм / Пессимизм» проявляется в постоянной концентрации на таких негативных аспектах жизни как боль, смерть, потери, разочарование, вина, конфликты, нерешенные проблемы, потенциальные ошибки, предательство и т. д. Он игнорирует или преуменьшает значение позитивных аспектов. Схема связана с ожиданием, что в самых разных сферах жизни все непременно пойдет «не так» – а то, что получается, непременно будет утрачено или разрушится. Из-за того, что люди часто преувеличивают негативные последствия, они могут страдать хронической тревожностью, проявлять Сверхбдительность, стремиться постоянно «быть на чеку», в «боевой готовности».Подавление эмоций (Emotional Inhibition)*Человек считает, что необходимо подавлять свои спонтанные желания и проявления, эмоции, чувства, опасаясь, что проявление эмоций приведёт к потере самоуважения, изоляции, нападению или может навредить людям. Такие люди запрещают себе не только гнев и агрессию, но и позитивные эмоции, испытывают сложности в предъявлении своей уязвимости, им трудно говорить о чувствах, они часто излишне следуют ритуалам и правилам этикета.Схема «Подавление эмоций» проявляется в чрезмерном сдерживании своих эмоций и импульсов, в уверенности, что любое проявление эмоций может ранить близких или причинить им ущерб. Человек боится, что проявление эмоций повлечет за собой неловкость и стыд, наказание или возмездие и, в результате, окружающие покинут его. Ему не хватает спонтанности и естественности, он делает акцент на здравый смысл и рациональность.Чаще всего данная схема связана с:• подавлением гнева и агрессии;• подавлением позитивных импульсов (радости, любви, сексуального возбуждения, игры);• затруднениями в свободном выражении чувств и потребностей, а также, в проявлении своей уязвимости;• чрезмерным акцентом на рациональности в ущерб проявлению чувств.*Эта схема не вошла в обновленную версию опросника ранних дезадаптивных схем YSQ-R Жесткие стандарты / Придирчивость (Unrelenting Standards / Hypercriticalness)Человек прилагает огромные усилия, чтобы добиться соответствия внутренним жестким стандартам даже ценой здоровья и/или личного счастья. Стандарты могут касаться статуса, внешности, финансового положения и т. д. При этом человек испытывает постоянное напряжение от давления как внешних обстоятельств, которые часто сам создаёт, так и от внутреннего давления чувства долга или гиперответственности.Схема «Жесткие стандарты / Придирчивость» проявляется в убеждении, что человек должен бороться и прилагать неимоверные усилия для того, чтобы соответствовать очень строгим внутренним стандартам, что позволит ему избежать критики и осуждения со стороны окружающих. Человек уверен – что бы он ни делал, у него это получается недостаточно хорошо и он должен больше стараться, прилагая больше усилий. Человек постоянно ощущает, что находится под давлением, не может остановиться и дать себе отдохнуть. Он ограничивает себя в удовольствиях, отдыхе, что может приводить к нарушению здоровья. Схема затрудняет формирование высокой самооценки, и угрожает построению удовлетворительных взаимоотношений.Схема обычно выражается в:• перфекционизме, чрезмерном внимании к деталям или в недооценке собственных результатов в сравнении с «нормой»;• жестких правилах, долженствованиях, нереалистично высоких моральных нормах, этических, культурных или религиозных предписаниях;• озабоченности временем и эффективностью выполнения задачи, необходимостью сделать и успеть больше.Пунитивность (Punitiveness)*Человек склонен обвинять других в том, что они не соответствуют его, как правило, жестким стандартам или ожиданиям, и требовать наказания за это несоответствие. Характерна сверхтребовательность, сверхкритичность и нетерпимость как к своим, так и чужим ошибкам.Схема «Пунитивность» проявляется в том, что человек считает, что людей надо сурово наказывать за совершение ошибок. Схема Пунитивности связана с проявлением нетерпимости к людям, которые не соответствуют его стандартам и ожиданиями. Он агрессивен, нетерпелив, нетерпим – у него возникают трудности с тем, чтобы прощать ошибки как свои, так и чужие; не способен учитывать возникшие обстоятельства и эмоции, делать скидку на человеческое несовершенство.*Эта схема не вошла в обновленную версию опросника ранних дезадаптивных схем YSQ-R Новые схемы пока не распределенные по доменамЭмоциональная скованность (Emotional Constriction)Излишний контроль над эмоциями из-за чувства стыда или смущения насчет эмоций в целом.Страх потери контроля над эмоциями (Fear of Losing Control)Убеждение, что из-за потери контроля над эмоциями наступят страшные последствия.Пунитивность (направленная на себя) (Punitiveness [Self])Направленная на себя сверхкритичность и наказание за свои ошибки, страдания или несовершенства.Пунитивность (направленная на других) (Punitiveness [Other])Убеждение о том, что другие должны понести строгое наказание за свою неосторожность и ошибки.ПОЗИТИВНЫЕ СХЕМЫ14 позитивных схем, описанные John Philip LouisЭмоциональная наполненность (Emotional fulfillment)Способность формировать близкие отношения со значимыми другими, включающие раскрытие своих потребностей, чувств и мыслей, эмпатию, взаимное тепло, доверие, любовь и опеку. Ощущение, что рядом есть те, кому не всё равно, кто действительно понимает и заботится, кто готов принять тебя таким, каков ты есть. Восприятие себя как человека, достойного любви и уважения.Успех (Success)Оценка себя точно не хуже, а где-то и лучше других людей в областях, связанных с достижениями (работа, учеба, спорт и т. п.). Ощущение себя компетентным специалистом, таким же талантливым, способным к профессиональному росту и умным, как другие.Способность эмпатически учитывать позицию других людей (Empathic Consideration)Человек учитывает нужды, чувства и желания других людей; спокойно принимает отказы, не принуждая следовать его мнению. Следует общепринятым правилам и запретам, не считая, что у него существуют какие-то особенные права и привилегии. Принимает во внимание существующие социальные договоренности и ограничения.Базовое здоровье и безопасность / Оптимизм (Basic Health and Safety / Optimism)Базовое ощущение, что всё в порядке, ничего не грозит, никакой катастрофы не случится. Человек чувствует себя в безопасности в толпе, вне дома. Он уверен в своей финансовой стабильности и не боится остаться без средств к существованию в будущем. Старается сохранять здоровый образ жизни, но ощущает себя физически здоровым и не задумывается о тяжелых заболеваниях, пока врачи не поставят диагноз. Принимает решения без страха за возможные катастрофические последствия ошибок. Способен оптимистично радоваться тому хорошему, что происходит в жизни, не задумываясь о возможных невзгодах.Эмоциональная открытость и спонтанность (Emotional Openness and Spontaneity)Способность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции; где уместно — отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства. Человеку комфортно демонстрировать свою симпатию и привязанность к приятным ему людям.Самосострадание (Self-Compassion)Человек прощает и не корит себя за ошибки, спокойно и терпимо относится к своим неудачам и промахам, фокусируя внимание на причинах ситуации и выводах из нее на будущее, а не на собственных недостатках. Даже если к какой-то деятельности прилагаются не все возможные усилия, человек поддерживает себя и не думает, будто он непременно потерпит поражение. Люди с этой схемой считают себя хорошими и достойными, относятся к себе тепло, вне зависимости от обстоятельств.Здоровые границы / Развитое Я (Healthy Boundaries / Developed Self)Человек ощущает себя самостоятельно, независимой, отдельной от родителей и партнера личностью. Он сам, по своему разумению строит свою жизнь и принимает решения, не вовлекая в неё излишне других людей и не погружаясь чрезмерно в их проблемы. Он оберегает своё личное пространство, не испытывая чувства вины за то, что не делится чем-то с родителями и близкими.Социальная принадлежность (Social Belonging)Человеку комфортно общаться с окружающими, кажется, что у него много общего с другими людьми. Он ощущает, что у него достаточно социальных связей, чувствует себя принятым в социальные группы, верит в добрые намерения и благожелательность других.Здоровый самоконтроль и самодисциплина (Healthy Self-Control / Self-Discipline)В большинстве случаев человек способен себя дисциплинировать и мотивировать выполнять рутинные и/или скучные, не приносящие радости действия, понимая их пользу. Он достаточно настойчив в достижении своих целей, не склонен легко сдаваться, терпелив при появлении трудностей, устойчив к фрустрации, придерживается однажды принятых решений, способен отложить немедленное удовольствие ради того, что хочется получить в будущем.Реалистичные ожидания (Realistic Expectations)Человек здраво оценивает свои способности, ему не нужно непременно быть среди лучших для того, чтобы быть довольным собой. В его жизни есть разумное место для отдыха, расслабления и удовольствий, даже если пока сделано не всё, что необходимо. Необязательно стремиться к совершенству, можно просто быть «достаточно хорошим». Можно позволять чему-то идти так, как оно идет, не чувствуя за это чрезмерной ответственности — особенно в отношении того, что затруднительно контролировать.Самостоятельность суждений (Self-Directedness)Человек чувствует, что имеет значение для других, даже если не находится в центре их внимания. Его самооценка и оценка ситуации опирается на его собственные взгляды и мало зависит от мнения других. Он не нуждается в похвалах и комплиментах или в подтверждении своего статуса (карьерного, финансового и т. д.), чтобы считать себя значимым и достойным; испытывает удовлетворение от результатов своей деятельности, вне зависимости от того, были ли они видны кому-то ещё.Здоровый интерес к себе/ Забота о себе (Healthy Self-Interest / Self-Care)Человек заботится о близких и способен принимать их заботу и помощь, сообщать, в чем он нуждается. Понимает, что его интересы и потребности не менее важны, чем интересы и потребности других людей, старается всегда оставлять время для себя.Стабильная привязанность (Stable Attachment)Способность создавать и поддерживать стабильную и предсказуемую эмоциональную привязанность, доверительные отношения с теми, кто будет рядом, когда человек в них нуждается. Уверенность в том, что близкие не оставят и не покинут, и, значит, нет необходимости за них цепляться; а даже если что-то и произойдет, человек сможет справиться сам. Если такой человек понимает, что отношения с кем-то заканчиваются или становятся менее близкими, это не вызывает у него паники или отчаяния.Здоровая способность полагаться на себя/ Компетентность (Healthy Self-Reliance / Competence)Человек уверен в своих силах, полагается на себя, чувствует себя способным самостоятельно справиться с повседневными трудностями и решить возникающие проблемы. Доверяет своим собственным суждениям, считает себя обладающим здравым смыслом.Помните, самое ценное — это время Вашей жизни.
Пусть ваша жизнь будет яркой, счастливой и долгой!
До встречи на сессии!